О значении первых лет

кандидат педагогических наук, доцент

Гарамова Ирина Семеновна

О значении первых лет сказано много.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский: “Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти годы, ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы”.

Л.Н. Толстой: “Разве не тогда я приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того; от пятилетнего ребенка до меня только шаг”.

Масару Ибука, автор книги “После трех уже поздно” считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он утверждает, что, то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые  усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Взрослые иногда ленятся учиться, тогда, как дети готовы учиться всегда. По мнению автора, одними из самых сложных занятий для человека являются изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепиано. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие.

Нетрудно себе представить, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук, прежде чем достигнут подросткового периода, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и т.д. на более продвинутом уровне.

Выполнимо ли это или это – розовые мечты? Глен Доуман, директор Института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США) видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман, слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда, видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США, как трехлетний ребенок читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии.

С древних времен считается, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет и что Джон Стюарт Милль читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: “Конечно, они же гении”. Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милля говорят о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Ни Моцарт, ни Милль не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

Многие родители недовольны не только ранними занятиями, но и всякими попытками чему-то специально учить. Им кажется, что это – “лишение свободы”, “муштра”. “Пусть ребята поживут на свободе хотя бы до школы”. Эти разговоры несерьезны, основаны на недоразумениях. И еще, ими прикрывают собственную лень. Все сторонники раннего развития говорят: не уроки, а игра. Конечно, любые направленные игры, насыщенные информацией, требуют от взрослых умения, а, следовательно, напряжения. Но тут уж ничего нельзя поделать, хотите, чтобы ваши дети стали умными, нужны усилия.

Комментирование закрыто.