“Завтрашний день детского развития”

кандидат педагогических наук, доцент

Гарамова Ирина Семеновна

Обучение ребенка необходимо строить с учетом особенностей восприятия, мышления, внимания, памяти малышей, давать только такие задания, которые укладываются в личный опыт ребенка, не выходят за пределы известных ему предметов и явлений. Ограничиваться описанием лишь тех предметов и их свойств, которые можно пощупать собственными руками или увидеть собственными глазами. Так думали многие специалисты. Однако более глубокие исследования показали, что эти особенности психических качеств детей – следствие традиционных способов дошкольного обучения, следствие подхода, при котором, по словам выдающегося психолога Л.С. Выготского, “обучение плетется в хвосте развития”. Такому подходу он противопоставил иной: “Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития”. Практический вывод: “Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития”.

Л.С. Выготский ввел в психологию более глубокое понятие об уровне развития. Оказывается, в нем можно различить два этапа: на одном (“уровень актуального развития”) – те психические качества, которые уже сформировались, те психические действия, которые освоены ребенком; на другом – те свойства психики, которые еще находятся в становлении, в росте, в движении. Этот второй этаж, второй уровень принято называть зоной ближайшего развития. Иными словами, “завтрашний день” – это не то, чего еще нет вообще, это то, что только складывается и потому оно особенно чувствительно к влиянию, которое оказывает обучение.

Ребенок может выполнять какие-то действия самостоятельно; другие, более сложные, – лишь с помощью взрослого. Вот то, что ребенок может сделать с помощью взрослого, и указывает на “зону его ближайшего развития”. Подчеркнем, что речь идет не о “натаскивании” ребенка, не о слепом подражании – ребенок выполняет задание не самостоятельно, но с помощью окружающих его взрослых и с пониманием того, что он делает. Широта “зоны ближайшего развития” -  показатель очень важный, по нему мы можем судить, какой “запас развития” есть у ребенка. Этот “запас развития” создается обучением. Каждый новый шаг в обучении использует у ребенка “зону ближайшего развития” и одновременно создает новую.

Важно верно сориентированное, правильно построенное обучение. Обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития, воздействовать на сложившиеся, “затвердевшие” качества и свойства психики не может, и поэтому оно оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка.

Комментирование закрыто.