Совет №4 (Статья – Наглядная иллюстрация)

Уважаемый родитель! Я, Ирина Гарамова, настоятельно рекомендую ознакомиться с содержанием данной статьи, которая составлена мною полностью на материале книги

Джеффа Колвина “Выдающиеся результаты. Талант ни при чём”

Наглядная иллюстрация.

Наглядная иллюстрация осознанной практики будет очень полезна, так как отчётливо отражает важные принципы. Речь идёт об истории сестёр Полгар.

Ласло Полгар, венгерский педагог-психолог, в 60-х годах выдвинул теорию о том, что великими становятся, а не рождаются. Проведённые им исследования убедили его в том, что всех выдающихся людей заставляли сосредоточиваться на своей сфере и работать над достижениями с юных лет, и, как ему казалось, он понял этот процесс настолько хорошо, что мог запустить его сам. Он написал книгу о том, как это делается (в русском переводе – “Как воспитать гения”), и публично объявил о поиске женщины, которая согласится выйти за него замуж, родить детей и помогать ему в осуществлении эксперимента. Как ни удивительно, такую женщину он нашёл: это была венгерская учительница, жившая на Украине, по имени Клара.

Вскоре у Ласло и Клары родилась дочь Жужа, и, когда ей исполнилось четыре года, эксперимент начался. Почему Ласло решил сделать из Жужи именно чемпионку по шахматам – неясно. Некоторые видят причину в том, что прогресс в шахматах легко наблюдать и измерять с самого начала. Другие считают, что это было связано с преобладанием в шахматах мужского пола и распространённой точкой зрения о том, что женщины попросту неспособны выступать на высочайшем уровне. Поэтому шахматы оказались идеальной сферой, в которой Ласло смог бы доказать свою теорию на практике.

Ласло и Клара целиком посвящали себя обучению Жужи игре в шахматы, а когда родились ещё две дочери, София и Юдит, их тоже привлекли к участию в эксперименте. Все три девочки получали домашнее образование – родители оставили работу, чтобы полностью отдавать себя обучению детей. В семейной библиотеке насчитывалось десять тысяч книг по шахматам. Гигантская для докомпьютерной эры картотека заключала в себе данные о предыдущих играх и потенциальных оппонентах. Другие предметы также хорошо давались девочкам. По настоянию венгерских властей они благополучно сдали обычные экзамены по школьным предметам. Девочки свободно говорили на нескольких яыках. Но главным были шахматы – долгие часы занятий каждый день.

И вот результат: в семнадцать лет Жужа стала первой женщиной, прошедшей отборочные туры соревнования, именовавшегося тогда Чемпионатом мира среди мужчин, однако ФИДЕ не допустила её к соревнованиям. Когда Жуже было девятнадцать, Софии четырнадцать, а Юдит двенадцать, они выступали командой на женских Олимпийских играх, и благодаря им Венгрия впервые выиграла у СССР; девушки стали национальными героинями. В двадцать один год Жужа стала первой женщиной-гроссмейстером (это высшее достижение в мировых шахматах). Вскоре после этого пятнадцатилетняя Юдит стала самым молодым гроссмейстером среди представителей обоих полов, побив на несколько месяцев рекорд Бобби Фишера. Она была названа шахматисткой номер один в мире и многие годы уверенно держалась в десятке лучших шахматистов мира.

История Полгар наглядно иллюстрирует принципы осознанной практики, показывая, чего сёстрам удалось добиться, а чего нет. В целом, разумеется, их невероятный успех подтверждает предположения их отца. Не было причин полагать, что Ласло или Клара передали дочерям врождённый талант к шахматам: Ласло был игроком посредственным, а Клара вовсе не демонстрировала склонности к игре. Успех их детей, как кажется, возник лишь благодаря годам усердного труда, а именно это и представляет собой осознанную практику в чистом виде.

В то же время нужно отметить, что девушки добились неравного успеха, и ни одна из них не добралась до высшей ступени – титула чемпиона мира. Но и эти факты не противоречат принципам осознанной практики. Средняя сестра, София, не достигла высот своих сестёр (хотя и занимала шестое место в мире среди женщин); все соглашались, что она была в наименьшей степени поглощена шахматами. Чемпион США по шахматам Джош Уэйтцкин говорил, что София “играла с невероятной скоростью, и ум её был острым как игла. Но она трудилась менее усердно, чем остальные”. Жужа называла Софию ленивой. Даже сама София признавалась: “Я сдавалась легче, чем Юдит. Я никогда не трудилась так, как она”. Точно также все соглашались, что Юдит, поднявшаяся выше всех, тренировалась наиболее упорно. Причина её выдающегося успеха ещё и в том, что к тому времени, как Юдит подросла, Ласло отточил свои методы разработки практики.

Что касается того факта, что ни одна из сестёр не стала чемпионом мира, то перешагнув двадцатилетний порог – возраст, в котором будущие чемпионы обычно ещё борются за место наверху, – девушки решили, что жизнь – это не только шахматы. София по этому поводу однажды заметила: “Шахматы – это не слишком много для меня; это слишком мало”. Они вышли замуж, родили детей, стали уделять время своим семьям и снизили накал неустанной работы над шахматами, которая ранее наполняла их жизнь.

Их истории убедили их в правоте отца. Жужа говорила: “Мой отец считает, что врождённый талант – ничто, а 99 процентов успеха обеспечивает тяжкий труд. Я с ним согласна”. Точнее, история сестёр Полгар наглядно иллюстрирует то, как принципы осознанной практики на превосходном уровне приносят превосходные результаты.

Комментирование закрыто.