Совет №7 (Статья – Подробности самообучения)

Уважаемый родитель! Я, Ирина Гарамова, настоятельно рекомендую ознакомиться с содержанием данной статьи, которая составлена мною полностью на материале книги

Джеффа Колвина “Выдающиеся результаты. Талант ни при чём”

Подробности самообучения.

Дэвид Юм и многие другие считали Бенджамина Франклина “первым литератором Америки”, так что логично задаться вопросом, как же ему удалось стать столь блистательным писателем.

Подростком Франклин считал, что пишет достаточно хорошо, но однажды отец обнаружил его переписку с Джоном Коллинзом, в которой друзья обстоятельно спорили. (Предметом спора был вопрос о том, следует ли женщинам получать образование; Коллинз утверждал, что они от природы неспособны усвоить столько же, сколько мужчины, Франклин же ему возражал.) Отец Бена первым делом отметил преимущества сына: в части орфографии и пунктуации он Коллинза превосходил. Затем показал, в чём он был слабее: “в изяществе выражений, в методе и проницательности, в чём сразу же убедил меня”, – вспоминал Франклин. Давать людям оценки следует именно так, как это сделал старик Джозайя Франклин, – сначала похвалить, а потом уже выражать обоснованную критику.

Бен не откладывая приступил к работе над ошибками. Прежде всего он нашёл образцы прозы, очевидно превосходящие всё, что он мог бы создать, – подшивку Spectator – знаменитой английской газеты, выпускаемой Джозефом Аддисоном и Ричардом Стилом. Дальше Франклин начал с того, что прочёл статью из Spectator, кратко излагая содержание каждой фразы; спустя несколько дней он перечитал свои записи и вновь попытался изложить смысл каждого предложения своими словами. Покончив  с этим, он сравнил результат с оригиналом, “обнаружил некоторые ошибки и исправил их”.

Одним из замеченных недочётов был бедный словарный запас. Что он мог с этим сделать? Бен смекнул, что обширный словарный запас необходим для стихосложения, где нужно уметь выразить любую мысль, сообразуясь с рифмой или размером. Поэтому он стал перекладывать статьи из Spectator  в стихи. Спустя некоторое время, достаточное, чтобы забыть оригинальный текст, он брал свои стихотворные эссе и переписывал их в прозе, снова сравнивая результат с оригиналом.

Кроме того, Франклин понял, что ключевой элемент хорошего эссе – его структура, и стал работать над ней. Он снова кратко излагал каждое предложение статьи, но теперь на отдельном листке бумаги. Потом он смешивал листы и не прикасался к ним, пока не забывал содержание статьи. Несколько недель спустя он пытался сложить листы в правильном порядке, вновь писал статью, а затем сравнивал с оригиналом; и снова он “обнаруживал много ошибок и исправлял их”.

Во всей этой истории поразительно то, что Бенджамин Франклин самостоятельно, без помощи опытного наставника, сумел выработать для себя идеальную программу осознанной практики; его метод учитывал основные принципы чётко структурированной практики в литературном жанре. Итак, Франклин выявил недостатки в своей работе, разработал способы их устранения и приложил немалые усилия – в этом и заключается суть осознанной практики.

Что важно – он не пытался стать более успешным эссеистом, просто сидя и сочиняя очерки. Вместо этого, подобно высококлассному спортсмену или музыканту, он вновь и вновь отрабатывал конкретные элементы, требовавшие улучшения. Сначала он работал над структурой предложений, в полном соответствии с правилами осознанной практики. Его способ реферирования и пересказа одного за другим материалов Spectator был разработан специально в этих целях. Он много трудился, так как статьи были длинными, и получал немедленную обратную связь, сравнивая свои предложения с оригиналом.

Стремясь обогатить свой словарный запас, он снова разработал великолепный метод – версификацию, много занимался и немедленно получал отдачу. Обратите внимание, что, перелагая свои рифмованные эссе обратно в прозу, он продолжал работать над структурой предложения. Его подход к усовершенствованию третьего элемента – организации – был тоже очень разумен, так как позволял ему многократно упражняться именно в этом навыке, не оставляя работу над другими. Ещё одна важная черта подхода Франклина к совершенствованию писательского мастерства заключалась в том, что он тщательно придерживался своего метода. Действительно, в его истории удивляет не столько сам блестящий замысел, сколько способность довести дело до конца. Это кажется нам невероятным. Правда в том, что теоретически такое под силу каждому; это очень сложная, но и весьма плодотворная работа. Однако никто этим не занимается, даже студенты, изучающие писательское мастерство. А Франклин студентом не был. В то время он был подмастерьем в типографии своего брата – свободного времени почти не оставалось. Он занимался сочинением по утрам перед работой, ночью и по воскресеньям, “когда мог находиться в типографии один”. Подробности самообучения Франклина достойны нашего внимания по двум причинам. Во-первых, они наглядно иллюстрируют, как работает осознанная практика, – в данном случае она способствовала становлению одного из самых ярких и влиятельных англоязычных прозаиков того времени. Во-вторых, это вдохновляющий пример того, как применять наши принципы в конкретных обстоятельствах, далёких от идеальных, в подобных обстоятельствах в наши дни находится большинство людей.

Комментирование закрыто.