Совет №6 (Статья – Долговременная рабочая память)

Уважаемый родитель! Я, Ирина Гарамова, настоятельно рекомендую ознакомиться с содержанием данной статьи, которая составлена мною полностью на материале книги

Джеффа Колвина “Выдающиеся результаты. Талант ни при чём”

Долговременная рабочая память.

Исследователи обнаружили, что превосходные исполнители демонстрируют блестящую способность запоминать информацию в пределах своей области. Чем же это объясняется? Все эти люди развили в себе то, что можно назвать навыком памяти, – особую способность пользоваться объёмистой долговременной памятью в оперативном и надёжном режиме. Они не используют ни кратковременную, ни долговременную, в традиционном понимании, память. Исследователи, впервые предложившие такое объяснение, Андерс Эрикссон и Уолтер Кинч, называли этот тип памяти долговременной рабочей памятью. Другие исследователи называли её рабочей памятью эксперта.

В реальном мире великая сила долговременной рабочей памяти – отличающая лучших от остальных – в том, что она построена на структуре считывания данных, связанной с самой сутью деятельности. В самом деле, понимание успешными людьми своей предметной области становится стержнем, на который они могут “нанизывать” огромные пласты получаемой информации.

Для примера рассмотрим простое исследование, в котором участвовали две группы: преданные фанаты баскетбола и те, кто иногда смотрит матчи. Обеим группам дали подробное письменное описание полупериода игры. Впоследствии фанаты гораздо лучше вспоминали события, важные для исхода игры, – приёмы игроков, забитые мячи и так далее. Простые наблюдатели чаще запоминали яркие, но незначимые детали, например, настроения толпы и погоду. Обширные знания фанатов об игре стали для них каркасом, на который наращивалась получаемая информация.

Это наблюдение отражает общую тенденцию: лучшие исполнители имеют более качественный уровень знаний в своей предметной области, чем рядовые работники, что позволяет им технично овладевать новой информацией. Блестящие программисты гораздо лучше новичков запоминают общую структуру программ, так как лучше понимают, что и как им нужно сделать. Начинающие инженеры-электронщики смотрят на схему проводки и видят её компоненты, тогда как эксперты видят крупные функциональные группы и лучше их запоминают.

Ясно, что блестящая память выдающихся людей не становится таковой вдруг сама по себе. Поскольку она сопряжена с глубинным знанием предмета, для развития её необходимы многие годы усиленных занятий. Этот процесс предполагает также постоянное освоение новых понятий, а это нелегко. Теперь понятно, почему феноменальная память экспертов не выходит за рамки их сферы: это центральный элемент их опыта, и это неотъемлемо. Это вовсе не природная способность – это навык, приобретаемый годами осознанной практики.

Обширная, чётко структурированная осознанная практика развивает конкретные способности успешных людей, позволяя им лучше воспринимать, больше знать и больше помнить. Важнейший, наиболее впечатляющий эффект состоит в том, что она способна менять физическую природу мозга и тела человека.

Выносливые спортсмены, например, имеют сердце размером больше среднего – это свойство большинство из нас сочло бы благословенным даром природы. Однако исследования показали, что сердце у них увеличивается в результате долгих лет интенсивных тренировок; когда они прекращают тренироваться, сердце возвращается к нормальным размерам. Спортсмены могут воздействовать не только на объём мышечной массы, но и на её структуру (соотношение быстро и медленно сокращающихся волокон) за годы практики. Танцовщики могут выворачивать ступню сильнее, чем обычные люди, а подающие в бейсболе – дальше отводить руку назад. Всё это требует осознанной практики, причём в том возрасте, когда суставы ещё не кальцинированы.

Измениться может даже мозг. Когда ребёнок начинает играть на музыкальном инструменте, его мозг развивается иначе – меняется кора больших полушарий. Области мозга, отвечающие за распознавание тонов и управление пальцами, начинают занимать больше места. Чем моложе ученик, тем значительнее эффект. Способность мозга к изменениям особенно велика в юности, но не утрачивается и в последующие годы. Исследование, проведённое среди лондонских таксистов, усердно стажировавшихся в течение двух лет, показало, что их мозг вырос в областях, управляющих пространственной ориентацией. Такие изменения сопровождаются образованием вещества под названием “миелин” между нервными волокнами и нейронами – чем больше миелина, тем лучше они работают.

Процесс образования миелина путём передачи сигналов по нервным волокнам, что происходит в чисто интеллектуальных областях, например в бизнесе, так же часто, как в спорте и искусстве, для становления гения должен происходить миллионы раз. Иными словами, процесс накопления миелина символизирует принцип действия осознанной практики и в своём роде объясняет, почему для достижения успеха нужны годы усердного труда. Исследования миелина всё ещё находятся на начальных стадиях, но возможно, что на фундаментальном молекулярном уровне миелин служит связующим звеном между интенсивной практикой и успешной работой.

Мы привыкли думать, что выдающиеся личности в чём-то глубинном не такие, как мы. Поэтому таких людей мы всегда описываем одинаково: они с другой планеты! Они сверхчеловеки! Они недосягаемы!

В определённом смысле наше убеждение справедливо – выдающиеся люди действительно особенные. Их тело и мозг, в самом деле, значительно отличаются от наших. Кроме того, их способности воспринимать, структурировать и хранить информацию, существенно превосходят наши. Но мы напрасно думаем, что исключительные качества успешных людей – некая таинственная данность или результат предопределения.

Путь от нашего уровня к уровню великих существует. Он долог и сложен, и лишь немногие проходят его до конца. Неважно, насколько далеко вы продвинитесь, такое путешествие всегда на пользу и начинается оно с применения элементов осознанной практики.

Комментирование закрыто.