Совет №9 (Статья – Влияние среды)

Уважаемый родитель! Я, Ирина Гарамова, настоятельно рекомендую ознакомиться с содержанием данной статьи, которая составлена мною полностью на материале книги

Джеффа Колвина “Выдающиеся результаты. Талант ни при чём”

Влияние среды.

По мере повышения стандартов качества работы растёт и важность доверительной, благоприятной среды, в которой потенциальные успешные люди находятся с самого раннего возраста. Никто не может достичь величия совершенно самостоятельно. В историях великих людей поражает то, насколько ценную поддержку они получали в критические моменты своего роста. Разумеется, некоторым из них приходилось бороться с нищетой и отчаянием, но это не то же самое, что отсутствие поддержки. Практически во всех случаях благоприятная среда очень важна.

Она существует на разных уровнях, но не на каждом из них вы можете на неё влиять – хотя проведённые исследования наводят на мысль, что целесообразно создавать такую среду, которую вы можете контролировать. Дин Кит Саймонтон заметил, что “опыт высшего порядка, как правило, появляется  в определённом социокультурном контексте”. Например, Кеннет Кларк, знаменитый английский искусствовед и автор книги “Civilisation” (“Цивилизация”) полагал, что великие творения обычно созидаются в условиях стабильности; жители осаждённого города едва ли создадут великолепные статуи или симфонии. Исследования Саймонтона показали, что “выдающиеся творцы реже творят во времена анархии и чаще – в периоды политической раздробленности, когда цивилизация разделена на многочисленные независимые государства”, – это довольно точное описание Италии Возрождения. Разные культуры в разные времена поощряют развитие отдельных инициатив или препятствуют им. В современных западных культурах вы, проводя медицинские исследования в области лечения рака, с большой вероятностью получите поддержку, но двести лет назад существовало столько фальшивых лекарств от рака, что вас бы сочли опасным шарлатаном. Если культура находится на одном краю спектра различных уровней среды – самая масштабная и неизменная часть, – то на другом его конце находится дом, и многие исследования предполагают, что именно он – самая важная составляющая среды. Условия, в которых люди начинают работу в своей области, очень важны, и даже в бизнесе или других областях, где профессиональный рост начинается во взрослом возрасте, влияние благоприятной домашней среды имеет чрезвычайную важность.

Важнейшее значение благоприятной домашней среды в том, что она способствует раннему развитию человека. Мы встречали примеры тому в нескольких конкретных областях, таких, как бейсбол и балет: адаптировать к таким занятиям тело можно лишь в детстве и юности – позже человек, не будучи специально натренирован, не способен справиться с такой нагрузкой. Умственная адаптация, по всей видимости, происходит по той же схеме, по крайней мере, в некоторых случаях. Мозг скрипача отводит больше “территории” работе левой руки – той, которая играет ноты, чем мозг других людей. Этот эффект особенно заметен у людей, начавших заниматься скрипкой в раннем возрасте. Другой эффект связан с миелином – веществом, по мере совершенствования навыков медленно обволакивающим нейроны, изолирующим и укрепляющим ключевые связи с мозгом. У людей, приступивших к занятиям в ранние годы, миелина образуется больше, чем у тех, кто начал практиковаться во взрослом возрасте. Исследование профессиональных пианистов показало, что чем больше они занимались до шестнадцати лет, тем больше миелина имелось в соответствующих отделах мозга. Раннее начало таит в себе преимущества, которые в более позднем возрасте доступны уже в меньшей степени.

Но важнее этих преимуществ иной фактор – простой вопрос времени и ресурсов. Достижение мирового уровня в чём бы то ни было требует тысяч часов сосредоточенной осознанной практики. Например, лучшие скрипачи из берлинского исследования к двадцати годам имели за плечами около десяти тысяч часов занятий, при этом они упражнялись около двадцати восьми часов в неделю и уделяли многие часы необходимой подготовке. Для взрослого человека, обременённого семьёй и работой, посвящать столько времени занятиям, которые скорее отнимают деньги, чем приносят их, – практически невозможно. Обычно время на это есть лишь в детстве и отрочестве.

В свете существующей реальности раннее начало создаёт конкурентное преимущество. В любой сфере более позднее начало заставляет человека бесконечно и, возможно, безнадёжно пытаться нагнать других. Например, когда талантливые скрипачи становятся профессионалами, они не перестают упражняться. Напротив, они занимаются ещё больше, в среднем больше тридцати часов в неделю и пятнадцати тысяч часов в год.

Особая природа благоприятной среды очевидно важна; ряд исследователей выявили её важнейшие характеристики. В самом масштабном и известном исследовании этого вопроса легендарный исследователь в области образования Бенджамин Блум опросил 120 молодых мужчин и женщин, составляющих элитарный класс Америки во множестве областей – музыке, скульптуре, плавании, теннисе, математике и неврологии. Пообщавшись с испытуемыми и их семьями, его команда обнаружила, что в их домашней среде было много общего.

Невзирая на значительные различия в прошлом, профессиях и доходах родителей, все эти семьи были ориентированы на детей. Дети были центром заботы и внимания родителей, и последние готовы были сделать всё, чтобы помочь им. Кроме того, родители верили в сильную рабочую этику и формировали её. Делу время – потехе час, обязательства нужно соблюдать, цели нужно преследовать до конца. Один из знаменитых выводов отчёта Блума гласит: “Преуспеть, делать как можно лучше, усердно трудиться, проводить время с пользой” – именно эти понятия культировались вновь и вновь.

Родители успешных людей обеспечивали им руководство в общем выборе сферы работы, но и выборе конкретного дела значительную роль играл случай. Дети художников часто становились художниками, дети спортсменов – спортсменами, в семьях образованных людей вырастали математики и неврологи, и с раннего детства родители поощряли движение в этих направлениях. Но случалось также, что ребёнок учился играть на пианино, потому что оно стояло дома, или становился пловцом потому, что команде по плаванию нужен был ещё один человек. Дело было не в том, что детей непреодолимо влекло в какую-либо область или их туда насильно двигали родители.

Родители выбирали учителей по мере того, как дети росли и переходили на следующий уровень развития – в этом состояла их основная роль и заслуга. Первый наставник ребёнка – обычно местный тренер, школьный учитель, родственник. Но дети неизбежно двигаются дальше, и на новом уровне им нужен новый учитель, однако новые варианты не всегда хороши; родителям приходится тратить много времени и сил на поиск подходящего наставника, а затем на то, чтобы водить детей на занятия. И наконец юные дарования переходят под опеку учителя мастерского уровня – этот шаг требует ещё большего количества времени, денег и усилий.

Решив вопрос выбора подходящего наставника, родители в рамках проекта следили за ходом обучения детей, убеждались, что процесс идёт нормально и что он вообще идёт. На это стоит обратить серьёзное внимание – не только потому, что практика – важнейший залог высоких достижений, но и потому, что именно дети, как правило, сильнее всего её ненавидят. Михай Чиксентмихайи из Университета Чикаго и его коллеги исследовали вопрос, почему некоторым подросткам проще, чем другим, учиться сосредоточенно и усердно – это ведь ключевой момент осознанной практики и высоких достижений. Их исследование было сфокусировано на семейных условиях студентов, которые они оценивали по двум параметрам: стимул и поддержка. Стимулирующая среда предполагает широкие возможности для учёбы и высокие ожидания. Поддерживающая среда предполагает строго определённые правила и виды работ, без особых споров о том, кому что придётся делать, а члены семьи в этом случае могут положиться друг на друга. Исследователи классифицировали семейную среду как, во-первых, стимулирующую или не стимулирующую, во-вторых, поддерживающую или не поддерживающую, всего – четыре возможных варианта. Подростки, живущие в условиях трёх из этих комбинаций, демонстрировали обычный опыт учёбы – без особого интереса и без особой энергии. Но в четвёртом случае, воспитанные в условиях одновременно стимулирующей и поддерживающей среды, студенты были гораздо более заинтересованы, внимательны и вдумчивы в учёбе.

Ключевой вывод точно соотвествует наблюдениям в ходе исследования Блума. Условия, которые он изучил, также были стимулирующими – “родители поощряли в детях любопытство с ранних лет и отвечали на их вопросы серьёзно и обстоятельно”, – а также структурированными и поддерживающими, когда у каждого члена семьи была своя роль и свои задачи, а родители в определённой мере поддерживали занятия детей.

Даже самые успешные люди, оказавшиеся в зоне внимания Блума, в начале своей карьеры нуждались в большом количестве внешней мотивации. Родители заставляли их упражняться, как это часто бывает. Но интересно отметить, что в случаях, когда принуждение перерастало в угрозу, часто запускалась внутренняя мотивация ребёнка. То есть не “если не будешь заниматься на пианино, не получишь карманных денег”, а “мы продадим пианино”, не “пропускаешь плавание – остаёшься дома в выходные”, а “заберём тебя из команды”. Если бы ребёнок не имел действительного интереса к своему занятию, эти угрозы не сработали бы.

Другие внешние стимулы также важны. Некоторые учителя отслеживали уровень работы ребёнка, демонстрируя ему имеющийся прогресс и объясняя, как можно улучшить результат. Выступления и соревнования тоже существенно стимулировали, так как победа или успех вызывали похвалу и одобрение.

Со временем, однако, “внутренняя мотивация обретала всё большую значимость и силу”, – сообщает Блум. Ученики начали ставить себе собственные цели. Внешние факторы все ещё были важны: они стремились хорошо выглядеть на публичных выступлениях или соревнованиях, – отчасти потому, что это подтверждало: они движутся к своим целям, а ведь действительно их заботили именно цели. Эти события также приближали учеников к победителям, так что они могли “намечать для себя новые высоты и находить пути их покорения”, то есть стимулом теперь являлось не столько одобрение за хорошую работу, сколько внутреннее стремление быть лучшим.

Общую схему процесса исследователи описывают так: “Повышение мастерства способствует улучшению среды вокруг, а лучшая среда, в свою очередь, благоприятствует новому росту способностей”.

Подобную схему мы можем наблюдать в реальном опыте будущих звёзд, описанном в исследовании Блума. Вот что отмечает автор: “В большинстве случаев первые учителя считали их способными в учёбе. Действительно ли они лучше других – неизвестно. Однако, когда первый учитель называет ученика “способным”, это важный источник вдохновения. Учитель считает ученика особенным и относится к нему соответствующе, а ученик ценит это очень высоко”.

Именно эффект умножения способствовал развитию мотивации таких учеников: “Получив первое признание в ранние годы учёбы, они стали усиленно вкладываться в это. Они больше не преследовали цель порадовать родителей и учителей. Теперь их деятельность опиралась на личные планы и интересы”.

Понятие эффекта умножения – неотъемлемая часть фундаментальной теории осознанной практики. Принцип его работы, как впервые объяснили Андерс Эрикссон и его коллеги, предполагает, в частности, что навыки начинающего столь скромны, что ему по силам лишь немного осознанной практики. Но это “немного” позволяет ему развить навыки, а благодаря этому удаётся больше практиковаться, ещё повышая уровень знаний. Таким образом, “можно ожидать, что повысившийся уровень приобретённых навыков и умений повысит максимальный уровень осознанной практики, доступный человеку”. Такую теорию подтверждают факты. Почти в каждой области новички занимаются не более часа в день, а иногда и меньше. Но к тому времени, когда станут звёздами, они выработают у себя способность заниматься четыре-пять часов в день. Было бы не вполне правильно говорить, что только практика развивает успех или что успех способствует практике. Со временем одно помогает другому. Один из способов начать работать лучше своих ровесников – начать тренироваться раньше них, тем самым, накапливая больший объём осознанной практики. Выступления в любом возрасте – отличный способ получить одобрение и внимание, способствующий их умножению, и это можно делать, не опираясь на какие-либо врождённые способности. Стоит отметить, что исследования достижений пловцов, гимнастов, шахматистов, скрипачей и пианистов показывают, что более успешные люди начали заниматься в более раннем возрасте.

Факты не являют нам лёгких путей. Они показывают, что цена грандиозного успеха крайне высока. Немногие решатся её заплатить. Но факты говорят также, что понимание того, как единицы достигают величия, позволяет стать лучше каждому. Самая же поразительная и окрыляющая новость, которую преподносят нам факты, такова: успех – удел не только избранных. Он доступен всем.

Комментирование закрыто.