Концепции, на которых строится обучение дошкольников иностранным языкам в различных странах

кандидат педагогических наук, доцент

Гарамова Ирина Семеновна

Психолого-педагогическая концепция, на которой строилось обучение дошкольников иностранным языкам в разных странах, основывалась на существовавшей до недавнего времени теории усвоения ребенком языка. Согласно этой теории ребенок овладевает языком в результате подражания речи взрослых, имитативным путем, без целенаправленного общения. Иными словами, никто не расчленяет для ребенка поток речи на единицы усвоения, не дозирует речевые образцы, не выстраивает их в определенную последовательность, не объясняет правил грамматики, и, тем не менее, нормально развивающийся ребенок к двум годам уже настолько овладевает этой сложнейшей грамматикой, что строит самостоятельные высказывания, успешно решая коммуникативные задачи. К пяти годам в речи ребенка появляются сложные предложения, тексты значительной длины, не говоря уже о текстах, которые малыш слушает и понимает (сказки, стихотворения и т.п.).

И вторым языком, согласно упомянутой теории, ребенок овладевает так же, как и первым, спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной способности к имитации, которая утрачивается с годами. Доказательство – развитие ребенка в двуязычном окружении, биографии знаменитых людей, которые, общаясь с гувернанткой или родителями, с детства знали один и даже два иностранных языка.

Психолингвистические и психологические исследования детской речи опровергли многие положения “имитативной” теории овладения языком. Экспериментально доказано, что имитация не является основным механизмом овладения языком в детстве – возможность самостоятельного построения высказывания достигается за счет огромной (разумеется, неосознанной) аналитической работы ребенка, который не столько имитирует, сколько расчленяет и обобщает все, что слышит, и выводит систему правил, которые определяют речевое выражение индивидуальных мыслей, интенций ребенка.

Комментирование закрыто.