Результаты исследований, проводившихся в нашей стране и за рубежом

кандидат педагогических наук, доцент

Гарамова Ирина Семеновна

Исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом свидетельствуют о том, что путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Исходя из данных о больших потенциальных возможностях маленьких детей, некоторые ученые приходят к выводу, что “революция” в педагогике будет достигнута в результате сверхраннего, максимально форсированного обучения, обеспечивающего ускорение, искусственную акселерацию детского развития. С этой точки зрения возможности ребенка безграничны.

Как выразился известный психолог, профессор Оксфордского университета Дж. Брунер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, трехлетние малыши усваивают навыки чтения и печатания на машинке, дети 4-5 лет овладевают сложными логико-математическими операциями и т.д.

В 60-х годах были проведены исследования по раннему обучению в Гарвардском университете в США. Ученые Бэртон Уайт, Дж. Бруннер и другие разработали специальную методику, позволяющую количественно оценивать уровень интеллекта и социализации. Они начали с шестилетних детей и обнаружили очень большие различия в развитии. Анализ показал, что эти различия определяются условиями семьи, качеством материнского воспитания. Все зависит от того, сколько времени и умения у матери. Умение – это доза информации и форма ее преподнесения. Было взято под наблюдение несколько сот двух-трехлетних ребятишек, тщательно определены их семейные условия. Через 3-4 года были получены результаты: все дети, которых рано и правильно учили, стали отличниками, а в контрольной группе отлично успевали только 10%.

Вот какие выводы из их работ. Основы интеллекта закладываются в первые годы. К четырем годам есть уже половина интеллекта 17-летнего, к шести годам – 2/3. Темпы дальнейшего нарастания интеллекта определяются его исходным уровнем перед школой. Если он низок, усилия учителей будут недостаточно эффективны. Впечатление, что школа не прибавляет некоторую сумму информации к дошкольному уровню, а умножает его на определенный коэффициент. Именно поэтому с возрастом разница в интеллекте увеличивается.

Комментирование закрыто.