Развитие интеллекта

кандидат педагогических наук, доцент

Гарамова Ирина Семеновна

Развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребенка. Здесь, как нигде, сказывается значение опережающей тренировки, стимулирующей созревание нервных структур коры мозга. В то же время здесь проявляется строгая последовательность наращивания знаний и опыта. Бессмысленно и вредно излишне форсировать обучение.

Образование – это, по мнению Н.М Амосова, вся система насыщения мозга ребенка сведениями. “Это – самый мощный инструмент для воспитания, формирования личности и важнейшее условие будущего счастья ребенка. Речь – главный канал связи в этом инструменте”. Поэтому научить ребенка понимать слова и фразы, а потом и говорить – на это не следует жалеть ни времени, ни сил. Разумеется, необходимо считаться с созреванием мозга, и никаких чудес ожидать не приходится. Разговоры, картинки, чтение, детские передачи с объяснениями, рисование, конструкторы, куклы, игрушки – все вместе это называется “информативность среды”.

Не обучение с нажимом, не форсировка, именно среда и игры должны без потерь делать ребенка информированным и умелым. Нет другого способа “опережать созревание мозга на один шаг”, чтобы заложить новые связи в растущий мозг. Ни в коем случае нельзя упускать время – дошкольный возраст решает судьбу ребенка.

Интеллект определяется деятельностью новой коры, ее возможности образования новых связей исключительно велики. Поэтому пределы интеллекта можно значительно раздвинуть ранним началом обучения и его дальнейшей, правильной дозировкой. Б.П. Никитин даже выдвинул гипотезу, что если начинать рано, то всех людей можно сделать очень умными и даже талантливыми. Стоит запоздать с тренировкой способностей, и вершина интеллекта будет гораздо ниже. Другие менее оптимистичны. Так, Н.М. Амосов считает, что ранним и умелым обучением можно ускорить развитие ума, возрастут пределы достижимого максимума, но не у всех в равной степени. Обязательно вступят в действие генетические ограничения. Трудно сказать, в чем они выразятся. Границы памяти, недостаток стимулов из-за пониженных потребностей или же слабость характера ограничат “накопление интеллекта”, особенно в высшем его проявлении – творчестве.

Комментирование закрыто.