Способности к языку

кандидат педагогических наук, доцент

Гарамова Ирина Семеновна

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что ими вполне удовлетворительно можно объяснить разницу в успехах. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.

Наиболее распространенным определением способностей является следующее: “Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике”.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, которыми одновременно может заниматься человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей.

Становление и развитие способностей – это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (а они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Способности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие, принято называть специальными. К таким способностям и относятся лингвистические способности.

Мы часто объясняем “способностями к языку” индивидуальные различия в протекании психических процессов памяти, мышления, восприятия, воображения и т.п. Там, где один будет опираться преимущественно на зрительную память, другой – на слуховую или моторную. Память, мышление, воображение воспитываются, развиваются. Под способностями к языку часто понимают и различия в особенностях личности, связанных с общением.

Мы, естественно, не имеем в виду, говоря о способностях, особых случаев, например, людей с так называемой “фотографической” памятью, способных при одном взгляде на текст полностью и надолго его запомнить, или полиглотов, без каких бы то ни было видимых затруднений легко овладевающих десятками языков и свободно говорящих на них. Такие особенности редки. Однако нельзя в этой связи не подчеркнуть, что, как и другие способности, так называемые способности к языку формируются в деятельности; известно, что для полиглотов каждый очередной язык учить легче.

Способности к языку складываются, таким образом, из многих компонентов, чаще всего, неспецифических. Отсюда возможность помогать развитию у ребенка соответствующих умений или способностей, развитию их на другом учебном материале. Так, формирование коммуникативных умений на родном языке, бесспорно, облегчает коммуникацию на иностранном.

В целом, нет никаких оснований видеть в наличии или отсутствии способностей к иностранному языку объяснение и тем более оправдание успешности или не успешности овладения иностранным языком.

Комментирование закрыто.