Совет №1 (Статья – Наш успех)

Уважаемый родитель! Я, Ирина Гарамова, настоятельно рекомендую ознакомиться с содержанием данной статьи, которая составлена мною полностью на материале книги

Джеффа Колвина “Выдающиеся результаты. Талант ни при чём”

Наш успех.

Наш успех – в наших руках. Проблема только в том, что для уникального успеха нужны выдающиеся усилия. Биографии многих звёзд при ближайшем рассмотрении – это долгие годы оттачивания мастерства. И ещё внутренний стержень – драйв, желание обязательно быть лучшим.

Осознанная практика – это сложно. Это тяжело. Но результативно. Чем больше осознанной практики, тем эффективнее работа. Огромное её количество – отличная работа.

Успех во всём, чем мы хотим заниматься – в игре на скрипке, беге, рисовании, управлении компанией, – один из главных известных нам источников удовлетворения. Большая часть того, что мы хотим делать, трудна. Такова жизнь. Проблемы, неудачи и разочарования неизбежны. Поэтому любые настоящие знания (а не мифы и догадки) о том, как можно лучше делать то, что мы делаем, способны помочь нам стать не только богаче, но и счастливее.

Например, Моцарт сочинял музыку в пять лет, давал клавесинные и скрипичные концерты в восемь, создавал впоследствии сотни произведений, многие из которых повсеместно считаются классикой и сокровищами западной культуры, и всё это за недолгую тридцатипятилетнюю жизнь.

Исследуем факты более тщательно. Отцом Моцарта был, как известно, Леопольд Моцарт, сам по себе знаменитый композитор и исполнитель. Он также был авторитарным родителем и в три года начал активно учить сына сочинительству и исполнению. Леопольд преуспел как учитель маленького Вольфганга не только благодаря собственной одарённости: его очень интересовало преподавание музыки детям. Хотя музыкантом Леопольд был средним, он был весьма талантлив как педагог. Его книга об обучении игре на скрипке, опубликованная в год рождения Вольфганга, десятилетия спустя оставалась авторитетным руководством.

Итак, с ранних лет Вольфганг получал основательное образование от опытного педагога, жившего рядом с ним. Его ранние произведения, безусловно, выглядят впечатляюще, но не стоит игнорировать щекотливые факты. Интересно отметить, что рукописи Вольфганга всегда “подправлял” Леопольд, прежде чем кому-либо показать. Также любопытно, что сам Леопольд, начав обучать Вольфганга, писать музыку перестал.

Некоторые сочинения мальчика вовсе не оригинальны. Первые четыре клавесинных концерта Вольфганга, сочиненные в возрасте одиннадцати лет, не содержат его собственной музыки. Он скомпилировал их из работ других композиторов. Следующие три таких произведения, сегодня не относимые к фортепианным концертам, он написал в шестнадцать лет; в них также нет оригинальной музыки, а лишь компиляции из Иоганна Баха, с которым Вольфганг учился в Лондоне. Ранние симфонии Моцарта, короткие произведения, написанные в восемь лет, близки по стилю к композициям того же соученика Моцарта, Баха. Ни одно из этих произведений сегодня не считается великим. Их редко исполняют или записывают, разве что из интереса, вызванного последующей славой Моцарта. Кажется, что они созданы весьма заурядным кандидатом в композиторы – копирующим, подбирающим, имитирующим чужие произведения, – причём результаты труда являются миру (может быть, чуть отполированные) с подачи отца, значительную часть жизни посвятившего обучению сына. Первое произведение Моцарта, признанное шедевром, что подтверждается многочисленными его записями, – клавесинный концерт №9, сочинённый в двадцать один год. Это, конечно, тоже рано, но следует помнить, что к этому времени за плечами у Моцарта было восемнадцать лет упорного труда.

Это важно, ибо божья искра в нём сама собой не извергала мировые шедевры – а именно этого мы часто ожидаем от божьей искры. Моцартовский способ сочинения музыки – не то чудо, каким мы привыкли его считать. В течение двухсот лет люди думали, что у него была волшебная способность создавать в голове целые произведения, а записывать их на бумагу было уже делом техники. Это мнение основывалось на знаменитом письме, где он говорит, ни много, ни мало: “произведение, даже длинное, я держу в уме почти законченным… на бумагу я его переношу довольно быстро… и на бумаге оно редко отличается от того, что породило моё воображение”.

Это, несомненно, звучит как признание гения. Проблема лишь в том, что письмо это подложное, как впоследствии установили учёные. Моцарт не создавал в мыслях произведения целиком, идеальные и совершенные. Сохранившиеся рукописи свидетельствуют, что он постоянно пересматривал, перерабатывал, вычеркивал и переписывал целые части произведений, набрасывал на бумаге фрагменты и откладывал их на месяцы или годы. Хотя результат от этого не становится менее великолепным – музыку он писал таким же образом, как и обычные музыканты.

Эти факты никак не влияют на наше отношение к музыке Моцарта. Но они срывают магический покров, которым окутан процесс её создания, и некоторым людям это не нравится. В своей работе под названием “Моцарт-ремесленник” исследователь творчества композитора Нил Заслоу описывает, что произошло, когда на конференции в Вене, посвящённой Моцарту, он предположил, что во взрослом возрасте композитор был сосредоточен на “производстве продукта”, так как нуждался в деньгах, и очень редко писал бесплатно. “Меня так и окатило волной бешенства, с которым слушатели реагировали на мои слова, – вспоминает он. – Сам председатель собрания велел мне сойти с кафедры”. Такое негодование, видимо, было вызвано предположением, что Моцарт был всего лишь человеком с человеческой мотивацией, а не полубогом, движимым исключительно небесными притязаниями.

Недовольный председатель заседания, на котором выступал Заслоу, настаивал на том, что эту музыку нельзя даже сравнивать с произведениями его современников, так как она “принадлежала к высшим сферам творчества”. Заслоу ответил на это, что “музыка Моцарта поднялась в небесные пределы только в девятнадцатом веке. При его жизни она была вполне земной, как и музыка других композиторов”.

Что до самого творческого процесса, вот как музыкальный критик журнала “Нью-Йоркер” Алекс Росс резюмирует результаты недавнего исследования, посвящённого “зальцбургскому чуду”: “Амбициозные родители, показывающие своим чадам видео “Маленький Моцарт”, будут разочарованы: Моцарт стал Моцартом благодаря усерднейшему труду”.

Комментирование закрыто.